#Незнаменитые_даты Солдатский храм: #Лучшее
3 апреля 1924 года родилась снайпер Роза Егоровна Шанина,
«НЕВИДИМЫЙ УЖАС ВОСТОЧНОЙ ПРУССИИ»
«Содержание моего счастья - борьба за счастье других. Странно, почему в грамматике слово «счастье» имеет единственное число? Ведь это противопоказано его смыслу… Если нужно для общего счастья погибнуть, то я готова к этому», - это слова из дневника Розы Егоровны Шаниной, «грозы фашистов», советского снайпера. Роза погибла, когда ей было всего 20 лет. Возраст любви, счастья, и радости… Сегодня – день рождения Розы Шаниной.
Она появилась на свет 3 апреля 1924 года в большой крестьянской семье русского Севера. И характер у Розы был северный – настойчивый и крепкий. А в семье у Розы были четверо братьев и сестра Юлия. Помимо родных детей, Шанины воспитывали троих сирот.
В 15 лет, против воли родителей, она уехала в Архангельск, причем до железнодорожной станции добиралась 200 км по тайге. Роза решила поступить в педагогическое училище.
Когда началась война, ей исполнилось всего семнадцать. Роза сразу же стала добиваться отправки на фронт. Не пустили… Но в те же дни добровольцами ушли на фронт два ее брата. Оба вскоре погибли. Один – под Ленинградом, второй – в битве за Крым. А Роза… Роза продолжала учиться. И с сентября 1941-го начала работать воспитательницей в детском саду. Молодую воспитательницу любили дети и ценили родители. В 1942-м она окончила педагогическое училище.
Но в том же 1942-м женщины получили право уходить на фронт. Вот и Роза прошла «всевобуч» и 22 июля 1943 года была направлена в Центральную женскую снайперскую школу в Подольске. Там познакомилась с Александрой Екимовой и Калерией Петровой, которые стали её подругами. Весной 1944-го все они были направлены на фронт. И дружбу свою, кстати, девушкам было суждено сохранить. Вот только с войны вернулась одна Петрова.
2 апреля 1944 сержант Шанина прибыла в 184-ю Духовщинскую Краснознамённую стрелковую дивизию, в отдельный женский снайперский взвод. Первый выстрел по врагу она сделала три дня спустя. Это случилось к юго-западу от Витебска. По словам самой Розы, записанным неизвестным автором, после убийства первого вражеского солдата её ноги подкосились, и она соскользнула в окоп, сказав: «Я убила человека». Подбежали другие женщины, стали успокаивать Розу: «Ты прикончила фашиста!».
Так начался её личный бой за Родину. Уже 18 апреля 1944 года, спустя две недели после первого выстрела, Роза Егоровна Шанина была представлена к Ордену Славы III степени. Спустя месяц уже 17 фашистов были на её счету.
«Рапорт
Докладываю, что первое отделение женского снайперского взвода за 6 дней вывело из строя 32 фашиста. Все снайперы открыли счета мести немецким оккупантам. Уничтожили фашистов: Екимова Саша — 4, Климова Маша — 2, Котелкина Таисия — 2, Кузнецова Анна — 2, Мокшина Ольга — 2, Петрова Калерия — 3, Никонова Валя — 4, Новикова Ева — 2, Томарова Маша — 3, Рожкова Маша — 2, Шанина Роза — 6.
Ком. отделения Р. Шанина».
Обычно о снайперах мало что известно – они живут своей, особенной жизнью, волки-одиночки. Но Роза, вопреки всем запретам, оставила нам свой дневник. И на его страницах проступает образ светлой, немыслимо молодой и одинокой девушки.
«10 Октября. Видела во сне брата Федю. На сердце тяжело, мне 20 лет, а нет близкого друга, почему? И ребят полно, но сердце никому не верит».
«7 Ноября. Опять была на передовой. А в это время, оказывается, приезжал фоторепортёр из Москвы. Генерал вызывал меня, а я неизвестно где. Сегодня встретила Генерала, и он отругал меня.
Получила письмо из Архангельска. Земляки видели в журнале мой портрет и пишут, что гордятся моими подвигами. Но меня слишком переоценили. Я делаю лишь то, что обязан делать каждый советский воин. Ордена Славы для меня — это слишком много».
Поясним: Роза Шанина первой из девушек, сражавшихся в войсках 3-го Белорусского фронта, была удостоена орденов Славы 3-й и 2-й степени.
22 июня 1944 года началась крупномасштабная советская наступательная операция «Багратион». Взводу Шаниной было приказано двигаться на запад в порядке второй очереди, чтобы не рисковать жизнями снайперов. Однако Роза просилась на передовую.
«8 августа. Я недавно ушла в самоволку. Случайно отстала от роты на переправе. И не стала искать её. Добрые люди сказали, что из тыла отлучаться на передний край не есть преступление. А я знала, что наша учебная рота не пойдёт в наступление, а поплетётся сзади. Мне же нужно быть на передовой, увидеть своими глазами, какая она, настоящая война. И потом, как было искать свою роту? Кругом, по лесам и болотам шатались немцы. Одной ходить опасно. Я и пошла за батальоном, который направлялся на передовую, и в этот же день побывала в бою. Рядом со мной гибли люди. Я стреляла, и удачно. А после 3-х взяла в плен... здоровых таких фашистов. Я счастлива! Хотя за самоволку меня отчитали, даже получила комсомольское взыскание - поставили на вид». Всё это она рассказала редактору газеты 5-й армии «Уничтожим врага!» Петру Молчанову. Благодаря сохранившейся переписке Розы с Молчановым мы можем узнать, какой была эта девушка, о чем мечтала, о чем думала. Кстати, именно Петр Молчанов сохранил дневники Розы после её гибели.
После нескольких похожих «самоволок» Шаниной, наконец, разрешили действовать на передовой. C 8 по 13 июля она, вместе с боевыми подругами, участвует в битве за Вильнюс.
А 17 августа 1944 года два батальона 184-й стрелковой дивизии под прикрытием артиллерийского огня переправились через пограничную речушку Шешупа — рубеж, разделявший Восточную Пруссию и Литву. Сейчас речушка, протекающая в Неманском районе Калининградской области, совсем обмелела. Летом в ней купается детвора. И ничто уже не напоминает ни о жарких боях, ни о вражеских снайперах-«кукушках», с которыми вели битву не на жизнь, а на смерть наши красавицы-снайперы. Петр Молчанов вспоминал: из 50 девушек, прибывших в апреле в дивизию, до Восточной Пруссии дошло лишь 33.
«Именно отсюда в июне 1941 года хлынули на наши мирно спящие города и села фашистские полчища. Каждая пядь земли здесь подготовлена к огневой обороне. Пулеметные гнезда и амбразуры буквально повсюду: на крышах конюшен и колокольнях, в подвалах и мансардах. Обреченные гитлеровские дивизии цепко держались за свою прусскую землю, одетую в сталь и бетон, оплетенную мотками колючей проволоки», - писал Молчанов.
К 31 августа 1944 года на счету Шаниной уже 42 убитых солдата и офицера противника. А в сентябре канадские газеты сообщили: за один день из снайперского укрытия Шанина убила пять немцев. Зарубежная пресса называла её «невидимым ужасом Восточной Пруссии». Таким образом, в сентябре счёт уничтоженных Розой Шаниной врагов достиг 46, из которых 15 было убито на немецкой земле и 7 — во время наступления. 17 сентября газета «Уничтожим врага» сообщала о ликвидированном Шаниной 51-м солдате противника.
16 сентября 1944 года снайпер Роза Шанина была награждена Орденом Славы II степени за мужество в борьбе с фашистской Германией.
Из дневника Розы Шаниной
«18 Октября. Атаки. Наконец-то пересекли германскую границу. Наступаем на немецкой территории. Пленные. Убитые. Раненые. Атаковали дот. Взяли ещё 27 пленных: 14 офицеров. Крепко сопротивлялись. Иду «домой», в свой взвод. Сегодня была у генерала Казаряна, потом у начальника политотдела. Просилась на передовую. Плакала, что не пустили», - не смотря на всё желание Розы быть на передовой, вышестоящее начальство берегло девушку. Но Роза отличалась настойчивостью. Читаем в её дневнике:«20 октября. Вчера снова была в "бегах", ходила в атаку. Наступали. Но нас остановили. Дождь, грязь, холодно. Длинные ночи».
«28 октября. За местечко под Пилькаллеоном воевала уже законно. На этот раз отпустили. Город мы взяли. При отражении одной из самых яростных атак противника я стреляла, кажется, особенно удачно. Много стреляла и с близкого расстояния. Мы лежали на опушке леса за насыпью. Когда фашисты ползли, были видны только каски. 200 метров - стреляю. 100 метров. Фашисты поднялись в полный рост. И только когда нас отделяло метров 20, мы отошли. Рядом погиб капитан Асеев, Герой Советского Союза.
Вечером, усталая, пошла на командный пункт полка и первый раз за этот день поела. Уснула крепко. Вдруг стрельба, к КП подкрались немцы. Противника первыми заметили артиллеристы и отогнали».
В декабре в одну из «ходок» Роза была ранена в плечо: «13 декабря. Позавчера был сбор снайперов армии. Говорили и обо мне: мол, пример хороший показываю. Вчера меня ранило в плечо. Интересно, 2 дня назад видела сон, как будто меня ранило, и тоже в плечо. Вчера сижу на огневой точке, вспомнила про сон. А через несколько минут вздрогнула. Пуля фашистского снайпера попала мне в то самое место, где я во сне видела рану. Боли я не ощутила, просто обдало всё плечо чем-то горячим. На операции было больно. Но, кажется, рана неопасная - 2 маленькие дырочки, хотя разрезали так, что, наверное, месяц не заживёт. Лежу. Сустав ноет. Скоро убегу, а что будет дальше, не знаю...».
Вернувшись на фронт, почти сразу же, 27 декабря, Роза Шанина была удостоена медали «За отвагу» - за отражение контратаки противника.
Никто не знал, что месяц спустя её не станет…
13 января 1945 года началась Восточно-Прусская операция, самое кровавое сражение последнего года войны. К 15 января Шанина с тылами дивизии достигла города Эйдткунен и получила разрешение идти на передовую.
«16 января. Попала к самоходчикам. Когда ездили в атаку, была в машине. От самоходчиков пошла в полк, Доложила, что мне разрешено быть на передовой. Поверили, но с трудом. И приняли меня только потому, что знают, что я снайпер. Невыносимый ветер. Пурга. Земля сырая. Грязь. Маскхалат уже демаскирует меня - слишком бел. От дыма болит голова. Советуют мне - лучше вернись во взвод. А моё сердце твердит: "Вперёд ! Вперед !" Я покорна ему. Будь что будет !
Сколько жертв было вчера, но всё равно я шла вперёд. Сижу и размышляю о славе. Знатным снайпером называют меня в газете "Уничтожим врага!", в журнале "Огонёк" портрет был на первой странице. Но я знаю, что ещё мало сделала, не больше, чем обязана как советский человек, вставший на защиту своей Родины. Сегодня я согласна идти в атаку, хоть в рукопашную. Страха нет. Готова умереть во имя Родины»…
20-летняя девушка, тоскующая по дому, маме, по несостоявшейся любви, почти девочка! – Роза Шанина стала примером для своих однополчан, да и для всего мира. О ней писали зарубежные и наши газеты, подвиги Розы Шаниной были высоко оценены Ильёй Эренбургом и газетой «Красная звезда». Последняя назвала Шанину одним из лучших снайперов того времени и отметила, что многие участники войны уступали ей в точности стрельбы. А она просто писала: «Содержание моего счастья — борьба за счастье других».
И просто шла бить врагов: «Вперёд, только вперёд...».
17 января Роза написала последнее письмо Молчанову: «Быть может, меня скоро убьют. Пошлите, пожалуйста, моей маме письмо. Вы спросите, почему это я собралась умирать. В батальоне, где я сейчас, из 78 человек осталось только 6. А я тоже не святая».
Кровопролитнейшие бои завязались на подступах к Кёнигсбергу. В одном из боёв 27 января 1945 года вблизи города Алленбург был ранен командир артиллерийского подразделения. Прикрывая его, старший сержант Роза Шанина была тяжело ранена осколком снаряда в живот.
Брат Розы Марат Шанин вспоминал: «Солдат Ленцов Николай Васильевич написал мне в письме 30 лет назад:
- Прибежали на женский душераздирающий крик. Роза лежит на земле, снайперская винтовка рядом. Кричит:
- Ребятушки! Пристрелите меня скорее!
Обеими руками держит вываливающиеся внутренности разорванного осколком живота. Он перевязал ее, а солдат Дубов Леонид Васильевич помогал. Вдвоем они вынесли Розу из боя».
Роза была доставлена в госпиталь 205-го отдельного медико-санитарного батальона 144-й стрелковой дивизии возле поместья Рихау, в трёх километрах к юго-востоку от деревни Ильмсдорф (район города Алленбург). 28 января 1945 года Розы не стало. Медсестра Екатерина Радкина, на руках которой умерла Шанина, вспоминала: «Роза понимала тяжесть своего положения. Она знала, что не выживет. Сожалела, что мало успела сделать. Родных вспоминала и звала маму».
Роза Шанина уничтожила 59 фашистов (по некоторым данным, чуть меньше - 54). Но, на самом деле, старший сержант Шанина слишком часто уходила в «самоволку» (на передовую!). Там счет убитым ею врагам не вел никто…
Эта девочка, отдавшая жизнь «за счастье других», стала примером неиссякаемого мужества и самоотверженности.
Только четыре женщины стали полными кавалерами ордена Славы. Роза Егоровна Шанина могла стать пятой. У нее были ордена славы Славы III и II степени, а командир 215-й стрелковой Смоленской Краснознаменной, ордена Суворова 1-й степени дивизии генерал Казарян представил её к ордену Славы I степени. Однако Роза погибла, а наградной лист затерялся.
Имя Розы Шаниной увековечено на воинском мемориале «Братская могила советских воинов» в поселке Знаменск Калининградской области. На родине, в поселке Едьма Архангельской области, на здании школы, где училась Роза, установлена мемориальная доска, а улица, на которой расположен архангельский педагогический колледж, также названа именем Розы Шаниной.
Дневник Розы был передан Устьянскому краеведческому музею, где с ним может ознакомиться любой читатель.
Светлана Ляхова, Солдатский храм.
На снимке военкора газеты «Сталинский воин» Александра Фридлянского, сделанном в 1944 г. в Литве - снайпер Роза Егоровна Шанина (03.04.1924 – 28.01.1945). Фото - из «Военного альбома» (waralbum.ru).
Солдатский храм: #Незнаменитые_даты
В рубрике #Лучшее повторяем свои материалы разных лет.
© При использовании материалов ссылка на Солдатский храм обязательна.